12 сентября в арт-пространстве BIRKIN прошла встреча с фотографом Кристиной Бражниковой «Современное российское фото: на грани документалистики и арта».«Эстетика и социальное напряжение – это то, что сегодня неразделимо, – рассказывает Кристина Бражникова. – То, что мы привыкли считать пейзажем или портретом, тот посыл, который мы ожидаем от фотографий этих жанров, уже неактуальны. Гараж или свалка выглядят эстетичными, а лица заключенных - красивыми. При этом авторский замысел, проблематика не утрачены».
Гости вечера познакомились с проектами российских фотографов, например, Елены Аносовой, Александра Гронского, Анастасии Богомоловой, Дмитрия Лукьянова и др. Темами их проектов становятся самые разные вещи: современное состояние советских ДК, схематичность восприятия реальности, новая жизнь бабушкиных платьев, падение метеоритов и пр. Формируются новые смыслы и переосмысливаются уже принятые истины.
«Сегодня необязательно даже самому что-то снимать. Можно пользоваться архивами, купить старый снимок на барахолке и переосмыслить его новыми элементами или конструировать изображения из подручных материалов. Современное фото может отказываться от четких жанров, уходить от классических канонов в сторону арта. В приоритете замысел, авторское исследование и высказывание», – говорит Кристина Бражникова.
Фотограф показала также несколько работ из собственных проектов. Например, на протяжении 5 лет она ведет фоторассказ о судьбе Трубниковых – маме Светлане, лишившейся ног и зрения, и сыне Игоре, который в 11 лет остался один с больной мамой в деревенском доме без газа и воды.
Как понимать такие фотографии непосвященным? Как оценить их художественную составляющую? Часто они кажутся достаточно простыми, на некоторых сериях мы видим казалось бы привычные, знакомые сюжеты. «Хороший фотограф – это не про технику, а про умение замечать, подмечать, видеть в привычном новые смыслы и оттенки, – подчеркивает Кристина Бражникова. – Меня спрашивают: «А что в этой серии уникального? Моя бабушка тоже так может снять дома и улицы!» Но в этом часто и бывает суть: приглядитесь, остановитесь, даже в привычном взгляду много того, что требует участия, осмысления. Часто мы обращаем внимание даже на удивительные вещи только тогда, когда нам это кто-то покажет».
Фото: Степан Корчагин.